Как автоматизация помогла «Сберу» увеличить массовый наём на треть

Когда речь идет о массовом найме, решают не только цифры, но и люди, причем счет идет на минуты. Кто-то скажет, что закрывать 2900 позиций в месяц, отвечать на отклик в течение 60 секунд и оценивать кандидатов за пять минут — это фантастика. Узнали у Гульнары Леонтьевой, руководителя центра массового подбора «Сбера», как выйти на новый HR-уровень в найме персонала.
Ирина Жильникова
Ирина Жильникова
журналист

⏱ Время прочтения — 5 минут

HR-команда «Сбера» в 2021 году закрыла свыше 30 тысяч вакансий, и дело не в том, что компании удалось найти особенный источник кандидатов в то время, как все остальные сталкиваются с серьезнейшей конкуренцией за людей на рынке труда. Проблемы у всех общие: в 2020 году в 2,2 раза ускорилась естественная убыль населения, на 17% вырос поток эмигрантов и практически на столько же снизилось число иммигрантов. По оценке Минтруда, дефицит работников в России составил 3 млн человек. Если говорить о том, как эта ситуация сказалась на самом «Сбере», то на 20% выросла потребность компании в новых сотрудниках, а основная целевая аудитория — молодые специалисты в возрасте 20−24 лет — снизилась на 50%.

Учитывая последствия демографической ямы 90-х годов и коронакризиса, в лучшем случае положение дел на рынке труда начнет меняться через три-четыре года, однако никто не готов ждать так долго. Какой выход? Учитывать тренды или создавать их!

Как автоматизация помогла «Сберу» увеличить массовый наём на третьЗа последние два года мы видим, как сильно изменились ценности у кандидатов, они стали обращать внимание совсем на другие вещи. На рынке труда сейчас преобладают представители поколений Y и Z, отсюда и фокус на баланс между работой и личной жизнью, на здоровую атмосферу в командах. Люди хотят иметь возможность выбирать формат работы — будет ли это офис, дом или гибрид — и гибко подходить к режиму. В структуре «Сбера» сейчас работают 280 тысяч человек, каждый имеет возможность выбрать желаемый формат работы. Чтобы собрать эту команду, нам нужно было полностью перестроить всю систему подбора, чтобы в буквальном смысле технологически дотянуться до каждого кандидата. Мы бы вряд ли справились без тотального пересмотра процессов и помощи наших партнеров — HeadHunter и Skillaz.
Гульнара Леонтьева, руководитель центра массового подбора «Сбера»

Как «Виртуальный рекрутер» помогает «Сберу» решать реальные задачи

Потребность компании в массовом персонале составляет 2900 человек в месяц. Ключевая особенность рекрутмента в «Сбере» в том, что процесс подбора начинается еще до момента появления необходимости в новых сотрудниках у бизнеса. Получается, когда в центр массового подбора поступает новая заявка, рекрутер тут же отправляет готового кандидата, который уже прошел оценку. Останется лишь провести финальное интервью и трудоустроить человека.

Как автоматизация помогла «Сберу» увеличить массовый наём на треть

Для привлечения кандидатов «Сбер» использует восемь основных источников. Более 60% соискателей удается находить на hh.ru. Для сравнения: совокупная доля других порталов по поиску работы не превышает 10%. Отлично работает в компании и реферальная программа. Как подчеркивает Гульнара Леонтьева, руководитель центра массового подбора «Сбера», в этом нет ничего случайного — за результатом стоит многолетняя работа над брендом работодателя: «За год благодаря всем вложенным усилиям мы увеличили долю кандидатов, приходящих по реферальной программе, с 15% до 25%». Еще 4% соискателей — работа карьерного портала.

Как автоматизация помогла «Сберу» увеличить массовый наём на треть

Рекордный траффик от hh.ru — тоже результат грамотно выстроенной стратегии работы. Для бустинга откликов «Сбер» использует четыре ключевых инструмента:

Как автоматизация помогла «Сберу» увеличить массовый наём на треть

Однако на этом работа не заканчивается. К «Виртуальному рекрутеру» подключается Skillaz — между сервисами настроен обмен информацией по движению кандидатов по воронке найма. Во-первых, это дает возможность оценивать эффективность каждого из используемых источников HR-трафика. Во-вторых, таким образом можно оптимизировать каналы привлечения в зависимости от того, какой из них лучше работает и дает больше релевантных кандидатов за меньшую стоимость. Аналитика позволяет экономить бюджет и более эффективно решать конкретные задачи массового подбора.

Другие этапы массового подбора

Разумеется, даже самые эффективные источники привлечения кандидатов не будут работать, если вовремя не разбирать отклики. Этим занимается уже Skillaz с помощью разных автоматизированных инструментов.

Как автоматизация помогла «Сберу» увеличить массовый наём на третьСкорость и качество работы с соискателями — то, что для нас сейчас важнее всего. Именно поэтому с момента отклика кандидата, как он попадает в ATS, до реакции со стороны компании проходит не больше минуты. Добиться таких результатов с участием человека было бы невозможно, поэтому за этот фронт работ отвечает автоматизированная система.
Гульнара Леонтьева, руководитель центра массового подбора «Сбера»

После привлечения соискателей и сбора откликов следует этап оценки кандидатов. И тут у «Сбера» тоже свои рекорды: этот процесс занимает не более пяти минут благодаря форматам автоматизированных видео- и аудиоинтервью, предоставляемым Skillaz.

Как автоматизация помогла «Сберу» увеличить массовый наём на третьСегодня выбираем не мы, а кандидаты, поэтому необходимо предоставить соискателям максимально удобные для них и быстрые для нас способы коммуникации. За пять минут ты можешь записать видео или голосовое сообщение, пообщаться в мессенджере — и ты уже сотрудник «Сбера». Наша ключевая мотивация — выстроить процесс так, чтобы он удовлетворял потребностям бизнеса: мы набираем людей в том количестве, которое необходимо компании, и делаем это нестандартно.
Гульнара Леонтьева, руководитель центра массового подбора «Сбера»

Меняются рынок, бизнес и условия работы, но главное остается неизменным: в партнерстве гораздо быстрее достигать желаемых результатов. И не важно, мы говорим об HR-коллаборации c hh.ru или о взаимодействии с кандидатами и сотрудниками. И, пожалуй, самое прогрессивное и эффективное партнерство сейчас — объединение технологий и людей, которое с помощью Виртуального рекрутера можно начать уже сегодня.

К другим статьям